Происхождение (Изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня

with Комментариев нет

14 августа в храме иконы Божией Матери «Всецарица» прошли праздничные Богослужения.

Удивительный праздник с очень замысловатым названием. Многие знают и помнят только, что в этот день освящают мед и всё. Действительно, в этот день в храмах освящают мед. По традиции, идущей еще из Ветхого Завета, верующие приносят начатки урожая (плодов ли, меда ли) в жертву Богу, испрашивая благословение Его на весь год.

На самом деле история этого праздника очень необычная. Этот праздник не связан ни с Евангельскими событиями, ни с памятью какого-либо святого.

Греческий часослов 1897 года содержит объяснение этому празднику: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля [по старому стилю]), износя  его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии – Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста».

На Руси этот праздник был установлен при князе Андрее Юрьевиче Боголюбском митрополитом Киевским Константином и епископом Ростовским Нестором. Празднуется он в день победы князя Андрея над язычниками. Вернувшись после победы в стан, все увидели, что от иконы Богородицы, которую князь взял с собой в поход, которому молились перед сражением все воины, «исходят светлые, подобные огненным, лучи, осиявающие всё войско». В этот день было установлено празднование Изнесение Честных Древ Креста Господня и празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородицы.

Прежде всего в этот день верующие вспоминают о Честном Кресте Господнем, подающем жизнь и помощь всем, уповающим на Господа. За вечерним богослужением в храмах выносят Крест для поклонения.

Также с этого праздника, с 14 августа начинается Успенский пост. Он самый короткий из всех многодневных постов (всего 2 недели), но такой же строгий, как и Великий пост. Об Успенском посте упоминается уже в V веке. Постясь в эти дни, верующие подражают Пресвятой Богородице. Она, узнав о скором своем Преставлении, «˂…˃ как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас ˂…˃» — святой Симеон Солунский.

Фотоальбом