Поездка в Марфо-Мариинскую обитель

with Комментариев нет

27 июля члены Щербинского общества инвалидов совершили поездку в Марфо-Мариинскую обитель в сопровождении волонтеров Социальной службы храмового комплекса в честь иконы Божией Матери «Всецарица» и Святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы в Щербинке.

Во время экскурсии участники поездки познакомились с историей и современной жизнью Марфо-Мариинской обители, которая недавно стала женским ставропигиальным монастырем.

Марфо-Мариинская Обитель была основана Великой княгиней Елисаветой Феодоровной в 1907 году. Это произошло после трагической гибели ее мужа, Великого князя Сергея Александровича. Елисавета Феодоровна удалилась от светской жизни и посвятила себя делам милосердия. На создание Обители ушло два года. На деньги от продажи личного имущества и драгоценностей Елисавета Феодоровна приобрела усадьбу на Большой Ордынке с садом.

Сразу же, как только Елисавета Феодоровна приобрела усадьбу, встал вопрос о возведении большого собора. Уникальный храм был построен в стиле модерн с элементами древнего новгородско-псковского зодчества. Снаружи Покровский собор выглядит древним — белые стены с изящными каменными барельефами в византийском стиле, выполненные скульптором С.Т. Тамонькиным, узкие окна и решетки с растительным орнаментом, шлемовидные купола и массивные луковки. Внутри собор просторный, легкий, воздушный, росписи выполнены в светлых тонах. Собор был построен в 1908 – 1912 годах по проекту А.В. Щусева. Расписывать храм Елизавета Федоровна пригласила Михаила Нестерова, его ученика Павла Корина и скульптора Сергея Коненкова. Именно здесь Нестеров создал свои известные композиции: «Путь к Христу», «Христос у Марфы и Марии», «Утро Воскресения», а также подкупольное изображение Бога Саваофа и лик Спасителя над порталом. На центральной фреске работы Нестерова «Путь ко Христу» изображены мужчины, женщины, дети, которые идут — ищут пути к спасению… «Затея была такова,- писал Нестеров,- среди весеннего пейзажа с большим озером, с далями, полями и далекими лесами, так к вечеру, после дождя, движутся люди навстречу идущему Христу Спасителю. Обительские сестры помогают тому, кто слабее — детям, раненому воину и другим — приблизиться ко Христу». Христос выходит к стремящимся к нему людям из светлого березового перелеска, овеянного зеленою и белою дымкой весны. В белых одеждах, исполненный благодати и грусти, Он протягивает руку тянущейся к Нему больной простоволосой девушке, а правую подает в помощь сестре-монахине. Нестеров старался передать атмосферу ранней весны, пасхальную радость. Он специально ездил в Италию, чтобы вдохновиться обстановкой, пейзажами, колоритом. Цветовая гамма картины — голубой, белый, ультрамариновый, жёлто-зелёный.

В левой части храма, над аркой находится роспись «Христос у Марфы и Марии». Сюжет росписи был выбран самой великой княгиней Елизаветой Федоровной. По её замыслу, обитель должна была сочетать в себе деятельную милосердную помощь ближним Марфы и молитву Христу Марии.

У северной стены храма стоит памятник основательнице обители работы известного скульптора, народного художника России Вячеслава Клыкова, установленный в 1990 г. На пьедестале высечены слова автора: «Великой Княгине Елизавете Феодоровне с покаянием».

Одно из зданий усадьбы, приобретенной великой княгиней, было отдано под больницу, общежитие для сестер, трапезную, кухню, кладовую и другие хозяйственные помещения. По соседству располагались покои самой Елизаветы Федоровны. Третье здание при открытии обители служило воинским лазаретом, а затем было переоборудовано под аптеку, в которой лекарства бедным отпускались бесплатно, и амбулаторию, над которыми располагались сестринские кельи. Верхний этаж четвертого здания занимала квартира духовника обители, а внизу была устроена библиотека и классы воскресной школы. К этому зданию была пристроена просфорня. Все сооружения обители, кроме дома священника, соединили внутренними переходами, так что их можно было обойти, не выходя наружу. 9 сентября 1909 года состоялось великое освящение первой церкви обители во имя святых жен Марфы и Марии, устроенной в доме, где жили сестры и находилась больница. Церковь, соединившая между собой больничные палаты и покои настоятельницы, была устроена таким образом, чтобы тяжелобольные могли видеть богослужение со своих коек.

Во время экскурсии группа осмотрела знаменитый сад обители. Проект сада и расположение дорожек для прогулок больных также разрабатывал А.В. Щусев. Обустраивая обитель милосердия, Елизавета Федоровна сама принимала участие в посадках. Она любила цветы и умела за ними ухаживать. Изначально территория сада составляла полтора гектара и по современным меркам простиралась до станции метро Полянка. Со временем территорию сада сократили, но цветы и сейчас продолжают радовать гостей и насельниц обители в тёплое время года. На территории сада был также выстроен небольшой одноэтажный домик, который использовался как барак для заразных больных. Позже его стали называть домиком садовника. Слева от него стояла часовня, где отпевали умерших. Место перед часовней было названо «Голгофой» в память о Распятии Спасителя. Сегодня на «Голгофе» установлен памятный крест алапаевским мученикам. С левой стороны от Святых врат по проекту архитектора Алексея Викторовича Щусева была также выстроена часовня, где днем сестры обители, а ночью сама Елизавета Федоровна читали Неусыпаемую Псалтырь.

Также в сопровождении экскурсовода группа осмотрела покои преподобномученицы Елисаветы. Сегодня в доме, где жила святая настоятельница Марфо-Мариинской Обители открыт мемориальный музей. По фотографиям 1911 года воссоздан исторический облик двух комнат. Это – молельная, где ежедневно молилась настоятельница, и приемная, где Великая Княгиня принимала царскую семью м представителей русской и европейской знати.

В музее собраны уникальные святыни: образ Спаса Нерукотворного, вышитый Великой Княгиней, созданные ею иконы святых праведных Марфы и Марии, письмо к обительским сестрам, отправленное Великой Матушкой из Алапаевской ссылки. Среди экспонатов – чудом сохранившийся рояль Великой Книгини, сервиз великокняжеской четы с их фамильным гербом, а также множество редких фотографий и документов. Настоящим украшением музея являются два портрета Великой Княгини Елисаветы Феодоровны, написанные народным художником Василием Нестеренко.

После интересной и познавательной экскурсии члены группы пошли в храм Покрова Пресвятой Богородицы и поклонились святым преподобномученицам великой княгине Елисавете и инокине Варваре, чьи частички мощей покоятся в обители.

 

DSCN2752

DSCN2753

DSCN2754

DSCN2756

DSCN2759

DSCN2761

DSCN2762

DSCN2764

DSCN2765

DSCN2766

DSCN2767

DSCN2769

DSCN2770

DSCN2771

DSCN2772

unnamed-1

Оставить ответ