Урок в Третьяковской галерее

with Комментариев нет

«Просвещение приносит благие
плоды обществу только тогда,

когда основанием ему служит вера».

Святитель Московский Филарет

Первый урок в Воскресной школе в новом 2019 году прошел 26 января в Третьяковской галерее неслучайно. Ведь до Петра I на Руси существовала только иконопись. Икона должна строго соответствовать догматам веры, Священному Писанию и Преданию. Православная Церковь никогда не допускала написания икон на основе воображения художника. Икона — это богословие и благочестие – в образе и цвете, помогающее читать Священное Писание и Предание.

Одной из задач урока было показать детям разницу между иконописью и художественной живописью, а так же научить детей читать картину, понимать замысел художника. Благодаря профессионализму нашего экскурсовода цель была достигнута.

Началась экскурсия у памятника основателю музея Павла Михайловича Третьякова, купец и меценат собиратель картин в то время мало известных художников, таких как Репин И.Е., Суриков В.И., Верещагин В.В. и многих других, имена которых мы бы не узнали. Следуя путеводной нити истории, мы попадаем в зал дворцовых портретов, ведь именно для написания их царь Петр I привез из Голландии первых художников портретистов. Луи Каравакк «Императрица Анна Иоанновна», нашему взору предстает властная в дорогих убранствах с державой  и скипетром  в руках императрица, рядом такая же знатная дама императрица Елизавета Петровна, основательница первого Русского театра, первого Университета и первой Художественной Академии. Дворцовый портрет сменяется камерным, художник Боровиковский В. Л. изображает императрицу Екатерину Великую мирно прогуливающейся дамой в саду с собачкой, при этом, не забыв показать принадлежность дамы к императорской власти.

Машина времени переносит нас в эпоху начала 19 века. Это эпоха зарождения пейзажной живописи, художник работает не в мастерской, а на улице, выходит на пленэр. Художник Щедрин С. Ф. показывает нам пейзажи солнечной Италии, здесь же мы видим и портретную живопись, портрет великого классика Пушкина А.С. работы Кипренского О.А., на котором мы учимся читать картину, видеть эпоху по одежде, состояние души по взгляду, настроение по позе. «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит»: — А.С. Пушкин о своем портрете.

Зал эпохи середины 19 века встречает нас удивительной картиной художника Иванова А.А. на библейский сюжет — «Явление Христа народу». Изображенное здесь событие, нам хорошо знакомо. Пророк Ионн Предтечи крестит в Иордане. Народ изображенный на картине не одинаково реагирует на идущего к ним Спасителя. Мы видим все: и копье — символ распятия, и идущую Марию Магдалину вслед за Христом, и языческую церковь как засохшую ветвь, мы видим глаза людей, у одних смотрят с надеждой и любовью у других с не доверием, мы видим лица апостолов, желающих идти за Спасителем и лица фарисеев желающих его погубить. Картина размером 40 квадратных метров, над которой художник работал 20 лет, подбирая образы. Здесь же мы увидели этюды к картине так называемые черновики.

Далее нас ждала встреча с не менее интересным художником Карлом Брюлловым. Его знаменитая «Всадница» — это конный парадный портрет Джованини Пачини, написанный в Италии, показывает нам тип красоты женщины этой эпохи.

Автопортрет художника Тропинина В.А. мы уже попытались прочитать самостоятельно, художник исполнил автопортрет, показывая простоту своего облика, на фоне панорамы Кремля. «Портрет сына», «Пряха», «Кружевница» являются совершенным творением, что нам  и в голову не придет усомниться в мастерстве художника, ведь Василий Андреевич Тропинин был рожден крепостным. За 100 лет была пройдена художественная школа и маленькие «взрослые» стали детьми.

Художник Хруцкий И.Ф. знакомит нас с натюрмортом.  Натюрморт создается два раза, сначала собирается на столе, а затем пишется на холсте.  Картина «Цветы и плоды» показывает  сочетание плодов и цветов, игру теплых и холодных красок, роль света в придании объема, фактуры картины. Определять эпоху по интерьеру жилища мы учились на примере работ Венецианова А.Г.

Картины Перова В.Г. учат нас христианской нравственности. «Проводы покойника» грустная история, но видим в ней любовь и заботу детей к мертвому отцу, и скорбь жены. Русская душа принимает Божью волю.

Перов В.Г  художник передвижник, мастер трагедии первый стал возить свои картины с просветительской целью.

Ответ на вопрос как развивался русский пейзаж, дает картина Саврасова А.К.. «Грачи прилетели». Ранняя весна, март грязно не уютно, но уже пахнет весной. Только русский человек может ощутить этот запах. «Эти бедные селенья, эта скудная природа — край родной долготерпенья, край ты русского народа!»: —  Ф. И. Тютчев

Маршрут  познания живописи привел нас в зал конца 19 и начала 20 веков. Мы увидели работы выдающегося художника мариниста − Айвазовского И. К. Родившийся в Крыму Айвазовский, полюбил море и, проводя, долгое время на его берегах научился писать воду как никто другой. В 1873 году Айвазовский пишет картину «Радуга». Зависшая над штормовым морем радуга говорит нам о надежде на спасение как завет Бога  с человеком.

«Лесной царь»  так называют художника Шишкина И.И.. Картина «Утро в сосновом лесу» представляет собой парадный портрет Русского леса.

«Богатыри» творение художника Васнецова В.М.. Картина написана в сказачно – былинном стиле, как памятник русскому народу. Богатыри побеждали не силой, а смекалкой. Интересно написание образов —  Илья Муромец реально живший святой, монах мощи которого находятся в пещерах Киево-Печерской Лавры, потому и написан образ на черном коне.  Богатырь Добрыня Никитич этот образ написан с отца художника, который был священником, а образ Алеши Поповича написан с мецената Саввы Мамонтова. Вот такая троица. Над картиной велась работа 30 лет.

Художник баталист Верещагин В.И.. Сам был участником сражений, поэтому палитру держал так же уверенно, как и оружие. «Скобелев под Шипкой» картина реальных боевых действий. «Апофеоз войны», гора черепов, которая  устраивалась ханами для устрашения побежденных. Картина призывает задуматься о том, что такое война и нужны ли войны.

Историческая живопись Сурикова В.И., показывает реальные события в истории страны.  На картине «Утро стрелецкой казни» показана расправа царя Петра I  над бунтовщиками – стрельцами, которых подняла его сестра царевна Софья. И вновь мы видим лица и глаза людей и свечи в их руках как символ сгорающей жизни. Тему продолжает мастер психологического портрета Репин И.Е.. Картина «Царевна Софья Алексеевна» показана сестра царя под арестом в келье Новодевичьего монастыря, её ждет постриг с именем Сусанна, а в окно кельи глядят казненные стрельцы, знак предупреждения о нарушении смирения и подчинения власти.

Привлекла внимание картина Ильи Репина «Прием волостных старшин Александром III» на картине изображен Александр III, стоящий во дворе Петровского дворца в Москве и обращающийся с речью к окружившим его со всех сторон волостным старшинам. За императором видна его семья: Мария Федоровна, и дети, среди которых мы узнали нашего будущего царя страстотерпца Николая II.

Последней картиной этой эпохи, которую мы рассмотрели, была картина Серова В.А. «Девочка с персиками». В ней соединились пейзаж, натюрморт и портрет. Девочка двенадцати летняя дочь мецената Саввы Мамонтова, портрет которой написан двадцати летним художником в усадьбе Абрамцево. Картина написана в стиле импрессионизм. Импрессионизм — направление в искусстве в конце ХIХ начале ХХ. Характеризуется использованием ярких или наоборот тусклых мазков, крупных или мелких, отличающихся абстрактностью, для более яркой и живой передачи окружающего мира или выразительности погодных условий.

Заканчивали мы наш необычный урок в зале древнерусского искусства, искусства иконописи. Рассказ экскурсовода перенес нас в годы богоборчества, чтобы спасти иконы от уничтожения их помещали в музеи. «Спас не рукотворный» икона, которой 900 лет, прослушав  рассказ об истории появления этого образа и иконографии лика Христа, оказалось, что икона хранится в герметичной капсуле с определенной температурой и влажностью, но это уже тема для другой встречи в музее.

Для  того чтобы взять благословение на обратную дорогу домой  нам пришлось перейти в храм святителя Николая в Толмачах — это храм-музей, находящийся при Государственной Третьяковской галерее. Здесь хранится великая святыня России – икона Богоматери «Владимирская». Поклонившись Богородице и посмотрев необычный храм, мы с миром, массой впечатлений и словами благодарности нашему экскурсоводу Иванчиковой Оксане  вернулись домой.

Слава Богу, за все!

Антонина Обыденова