Третьяковская галерея в гостях у Воскресной школы

with Комментариев нет

«Изображай красками согласно Преданию, эта живопись так же истинна, как Писание в книгах, и Божественная благодать покоится на ней, потому что свято то, что она изображает».

Святитель Симеон Солунский.

Сотрудничество Воскресной школы и художественного музея Государственная Третьяковская галерея продолжается в новом учебном году. Полюбившийся нам экскурсовод и прихожанка нашего храма Иванчикова Оксана любезно согласилась провести цикл лекций на тему «Загадочный мир иконы». Первая лекция «Что такое икона?» состоялась 18 октября 2019 года в нашей Воскресной школе при храмовом комплексе в честь иконы Божией Матери «Всецарица» и Святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы в Щербинке. На встречу с миром иконы пришли не только дети и родители Воскресной школы, но и другие прихожане  нашего храма.

Начало беседы было интригующим, слушатели открывали для себя античный образ портрета  на примере нерукотворного образа Спасителя «Спас нерукотворный» иконография 12 века. Затем работа Поленовой Е.Д. «В иконописной мастерской» погружает нас в тайну создания иконы. Мы знакомимся с новыми необычно звучащими терминами: левкас, паволока,  графья, сусальное золото, темпера.    Написание иконы начинается с выбора доски и соответствующей её обработки. Когда доска готова к письму приступают к написанию иконы, начиная с молитвы. После молитвы в руки берется кисть.

Для создания иконы используют специальные краски – темпера. Это водоразбавляемые краски, в приготовлении которых используют порошковые пигменты из растертых натуральных минералов. Связующим веществом служат эмульсии, полученные на основе куриного яйца. Таким образом, сама природа принимает участие в создании иконы.

С большим вниманием был выслушан рассказ о декоративно-прикладном искусстве носящим название — мозаика.  Изображение в мозаике формируется на поверхности разноцветными камнями или смальтой. Смальта цветное непрозрачное стекло, изготовленное по специальной технологии.  История мозаики  уходит в глубокую древность городов Месопотамии, через античность Коринфа  в эпоху Византийской империи. Византийская мозаика становится более мелкой, а фон изображения по преимуществу золотым. Мы увидели и разобрали искусство мозаики на примере мозаичного изображения святого Дмитрия Солунского,  эта мозаика находилась в церкви Архангела Михаила (1108-1113)  Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве.

Не менее интересно было узнать и о  живописи по сырой штукатурке, которая называется – фреска. Лекция сопровождалась цветными слайдами, на которых мы могли проследить технику  выполнения фрески.

В заключение беседы все с интересом рассмотрели  ларец нашей гостьи, в котором находились  баночки с темперными красками, разноцветные частички смальты, позолота, паволока,  готовые  доски для иконописи и  детские работы, выполненные  мозаикой.

До новых творческих встреч!

Антонина Обыденова